rkovrigin

Categories:

Отчет МАК по аварии в Шереметьево: Ответ на вопрос почему молния повредила Суперджет

Продолжаю изучать отчет МАК по катастрофе в Шереметьево. Вопрос про попадание молнии был уже ясен мне и ранее, но в отчете все точки над "i" расставлены окончательно.

1.18.14. Молниестойкость и классификация особых ситуаций АП-25, п. 25.581. Защита от молнии
(a) Самолет должен быть защищен от аварийных и катастрофических воздействий молнии и статического электричества.

Согласно приведенному ниже списку определений ни катастрофический ни даже аварийной ситуация не была. Таким образом и здесь самолет отработал в рамках норм, которые предъявляются ко всем самолетам этого класса в мире.

На самом деле даже мировые производители самолетов допускают отказы оборудования при попадании молнии.

В 2016 году Airbus выпустил разъяснения по поводу возможных последствий попадания в самолет разрядов статического электричества. Согласно нему производи не гарантирует отсутствие последствий удара молнии. Потому что невозможно спрогнозировать место попадания разряда статического электричества и его интенсивность.

Подробнее о рекомендациях Airbus подробно можно почитать здесь. Скажу лишь, что авиастроительный гигант прямо допускает отказы оборудования при попадании молнии.

Так же Airbus рекомендует облетать все мощно-кучевые облака на дистанции не менее чем в 20 морских миль (40 км).

Подробные инструкции по обходу опасных зон есть и в "Аэрофлоте" для ВСЕХ самолетов

РПП ПАО «Аэрофлот», часть А, глава 8 Рабочие процедуры, раздел 8.3.9 Полеты в различных метеорологических условиях, подраздел 8.3.9.2 Полеты в зоне грозовой деятельности и сильных ливневых осадков: «(2) При наличии в районе аэродрома вылета мощно-кучевой и кучеводождевой облачности экипаж обязан с помощью бортовой РЛС осмотреть зону взлета и выхода из района аэродрома, оценить возможность взлета и определить порядок обхода мощно-кучевой, кучеводождевой облачности и зон сильных ливневых осадков. (3) При подходе воздушного судна к зоне грозовой деятельности и сильных ливневых осадков командир воздушного судна обязан оценить возможность продолжения полета и принять решение на обход зоны грозовой деятельности и ливневых осадков, согласовав свои действия с органом ОВД (управления полетами). При необходимости запросить у органа ОВД векторение для обхода зоны грозовой деятельности. Воздушным судам запрещается преднамеренно входить в кучево-дождевую (грозовую), мощно-кучевую облачность и сильные ливневые осадки. (4) Полеты по правилам ППП в зоне грозовой деятельности и сильных ливневых осадков без наличия бортовой радиолокационной станции (РЛС) или при отсутствии наземного радиолокационного контроля запрещаются. При обнаружении в полете кучево-дождевых (грозовых) и мощно-кучевых облаков бортовыми РЛС разрешается обходить эти облака на удалении не менее 15 км от ближней границы отметки облака на экране РЛС».

То же самое рекомендует и производитель метеолокатора

Самолет RRJ-95 оборудован метеолокатором RDR-4000, производитель данного локатора рекомендует, в случае обнаружения грозового очага, пользоваться следующими рекомендациями:  запланировать обход не менее, чем за 40 морских миль от грозового очага

То есть, вопреки мнению отдельных "экспертов" попадание молнии в самолет вовсе не является чем-то совершенно безобидным, и возможность отказов прямо декларируется производителем самолетов Airbus, производителем метеолокатора и допускается правилами летной годности.

Так что молниезащита Суперджета сработала хорошо, аварийной, и тем более катастрофической ситуации не возникло, отказала одна радиостанция, но работала вторая резервная (для того резервную и установили), самолет штатно перешел в режим «DIRECT MODE».

Почему, кстати, самолет перешел в режим ручного управления? По этому поводу в отчете МАК написано следующее:

Начиная с 15:08:12, в течение примерно 15 с, параметрическими самописцами осуществлялась некорректная регистрация разовых команд и значений аналоговых параметров, запись которых ведется через блоки концентраторов данных EIU-100. Одновременно зарегистрированы разовые команды «НЕПОЛАДКА В ЛИНИИ СВЯЗИ С EIU1» и «НЕПОЛАДКА В ЛИНИИ СВЯЗИ С EIU2». Исследования показали (см. раздел 1.16.2 настоящего отчета), что, наиболее вероятно, на данном этапе происходила перезагрузка блоков концентраторов, которая и явилась причиной перехода СДУ в режим «DIRECT MODE».

Напомню, что режим «DIRECT MODE» является штатным режимом. Мало того, из того же отчета МАК следует, что пилоты Аэрофлота регулярносовершают посадки в этом режиме. Так что, после удара молнии ничего такого, что должно было привести к такой катастрофе не произошло, мало того, подобные ситуации прямо предполагают и производители других самолетов и нормы EASA.


Оригинал статьи в Яндекс.Дзен. Подписывайтесь на мой канал в Дзен, там я публикую посты чаще чем в ЖЖ.


promo rkovrigin march 16, 2012 14:07 169
Buy for 1 000 tokens
Я являюсь автором проекта " Сделано у нас". 1. Я не коммунист. Но очень часто мои собеседники думают что я коммунист. Этому есть объяснение. Просто я такой человек, я не могу отрицать очевидного, даже если это противоречит моим взглядам. То что Сталин построил великую державу, для…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded