antiliberast (rkovrigin) wrote,
antiliberast
rkovrigin

Кто двигает авиацию?

Годный пост от Тесея

Авиадвигатели мы строим еще с советских времен, но про них незаслуженно забывают, когда называют Россию исключительно сырьевой экономикой. Расскажу немного про нелегкую судьбу этой отрасли, поскольку сам с ней связан по работе.

Двигатель – самая высокотехнологичная и сложная деталь самолета. Именно от него зависят скорость, вес, грузоподъемность, в конце концов,и жизни людей тоже.Потребность в более продвинутых моторах стимулирует развитие техники. Они тащат за собой остальную авиапромышленность – под новые разработки создаются следующие модели гражданских лайнеров и истребителей следующего поколения.

В сороковых летали на поршневых двигателях. Основой сразу нескольких советских самолетов был АМ-38, изобретенный Александром Микулиным (понятно сразу, почему такое название). Им оснащались высотный истребитель МиГ-3, штурмовики Ил-2 и Ил-10. «Мирных» самолетов мы в ту пору не производили. Форсированный вариант этого двигателя – АМ-38Ф позволял Ил-2 развивать скорость до 390 км/ч. Много это или мало? Для гоночной машины неплохо, но современные истребители, например, выжимают более 2500 км/ч.


АМ-38Ф
Исторически в СССР сложилось несколько крупных центров производства двигателей: Москва, Рыбинск, Уфа, Пермь, Куйбышев, Запорожье. Ил-2 идвигатели к нему делали в Куйбышеве (сегодня Самара). Во время Великой Отечественной войны, после эвакуации заводов из Москвы и Воронежа, здесь организовали замкнутое производство самолетов, которое позволяло ежедневно отправлять новые машины на фронт.
После войны авиастроение не стояло на месте – гонка вооружений все время подгоняла прогресс. В сороковых у нас наладили серийный выпуск турбореактивных двигателей, в пятидесятых – газотурбинных, в шестидесятых – турбовентиляционных. К восьмидесятым ежегодно проходили государственные испытания одного-двух двигателей в год.

ТВЗ-117

К сожалению,после перестройки все изменилось. В девяностых за 8 лет было сертифицировано всего два двигателя. Важнейшая сфера машиностроенияоказалась не готова к рыночным условиям. Многие заводы оказались вдруг не партнерами, а конкурентами. Самарский «Моторостроитель» жестоко воевал за заказы со своим бывшим напарником – СНТК им. Кузнецова (http://expert.ru/2011/07/1/v-poiskah-sebya). Предприятия, которые были звеньями единой цепочки, оказались по разные стороны баррикад в новой реальности.

Так, после развала Союза российские вертолетчики,по сути, стали заложниками неприятной ситуации – поставщик двигателей ТВЗ-117, которые устанавливаются фактически на все наши вертолеты, от Ми-8 до Ка-52, отныне официально считался иностранным предприятием – речь идет об украинском «Мотор Сич». Казанский завод КМПО имел возможность предоставить альтернативный мотор, но в середине девяностых он вообще перестал делать двигатели.

По сути, только в конце двухтысячных дело сдвинулось с мертвой точки. Было очевидно, что вновь производить современные движки мы сможем, только если восстановим разрушенные связи. Этим и занялась корпорация «Ростех», учредив в 2008 году «Объединенную двигателестроительную корпорацию» (ОДК), куда вошли все ключевые профильные заводы. Результаты (в том числе и новая продукция) не заставили себя долго ждать. Вот, например, двигатель SaM146.


SaM146

Его делает НПО «Сатурн» совместно с компанией Snecma (Франция). Двигатель разработан специально для новейшего гражданского самолета «Сухой Суперджет».


Двигатель АЛ-41Ф1 – еще более важная разработка «Сатурна»: от него, без преувеличения, зависит безопасность нашей страны. Моторпредназначен для нового российского многоцелевого истребителя пятого поколения ПАК ФА. А его модификацией (АЛ-41Ф1С) будут оснащать истребители четвертого поколения – Су-35С.


АЛ-41Ф1


ПАК ФА

Не менее важен для нашей авиации двигатель ПД-14. К тому же он является наглядным примером вновь налаженных связей между двигателестроительными предприятиями. Головной разработкой занимается «Авиадвигатель» (Пермь), за комплектующие отвечают «Уфимское моторостроительное производственное объединение», НПО «Сатурн» и пермская компания «Стар». Серийное производство запустят на «Пермском моторном заводе».


ПД-14

Двигатель будет использоваться в гражданской авиации. Он разрабатывается специально для нового ближнесреднемагистрального самолета МС-21. Многоцелевой транспортный Ил-214 тоже будет летать на этом движке.



В Самаре вот-вот запустят серийное производство ракетных двигателей НК-33А, разработанных ОАО «Кузнецов».Они предназначены для выведения космических аппаратов и транспортных кораблей на околоземные орбиты. Двигатель уже прошел серию государственных испытаний, и им даже заинтересовались в Штатах. Для американской ракеты Taurus II создана модификация НК-33/AJ26.


НК-33/AJ26


Огневые испытанияНК-33

В вертолетной отрасли дело сдвинулось с мертвой точки в ноябре прошлого года, когда казанское КМПО заключило контракт с питерским «Климовым» на производство узлов двигателей ВК-2500, которые являются дальнейшей модификацией ТВЗ-117 – все эти годы незаменимого украинского двигателя от«Мотор Сич». Теперь монополия украинцев в этой чувствительной для нас сфере будет подорвана.


ВК-2500

Прошло всего четырегода с того момента, когда «Ростех» создал ОДК, но уже появились новые разработки в военной и в гражданской сферах.Сегодня объединенная двигателестроительная отрасль снова превратилась в мощную и конкурентоспособную структуру.

Оригинал опубликован rvk. в Кто двигает авиацию?
 



Tags: Ростех, авиация, двигателестроение, одк
Subscribe
promo rkovrigin march 16, 2012 14:07 169
Buy for 1 000 tokens
Я являюсь автором проекта " Сделано у нас". 1. Я не коммунист. Но очень часто мои собеседники думают что я коммунист. Этому есть объяснение. Просто я такой человек, я не могу отрицать очевидного, даже если это противоречит моим взглядам. То что Сталин построил великую державу, для…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment